МПООО

Мы с вами живем в такой период времени, когда утрачены многие базовые ценности, на которые мы опирались ранее, и точно неизвестно, что будет с миром в дальнейшем. Поэтому сегодня многие люди задают себе вопрос: «Чем я лично могу помочь делу становления мира?»

Одним из простых и доступных, но наиболее действенных и эффективных методик, на наш взгляд, является практика ежедневной медитации - ее варианта: медитации на спокойствие.

«Медитация- это особое состояние сознания, когда в нем присутствует определенный объект для размышления или созерцания. Это может быть процесс дыхания, образ, тема, какое-либо понятие, такие как страх, чувство вины. Помним, медитация – это размышление на строго заданную тему. В двух словах, процесс медитации можно описать следующим образом: не нужно ничего делать – вообще ничего»[1, стр.26].

«Медитация - это освобождение, освобождение от тех напряжений, которые сложились в сознании человека и его теле под давлением окружения. В медитации человек имеет возможность освободиться от напряжения, создаваемого образом «я в социуме». Изменить свое мышление, изменить этот свой образ «я в социуме», изменить свою жизнь» [1, стр.44].

«Подобное цепляние за образ какие-то аспекты нашей личности усиливает, другие ослабляет, и это может приводить к разным проблемам и болезням. Наше здоровье и благополучие – следствия нашего образа мышления. Изучая и изменяя его, мы сможем улучшить свое внутреннее состояние, что, несомненно, благоприятно отобразится на нашем здоровье» [1, стр.47].

Несмотря на то, что о занятиях медитацией сейчас пишется и говорится много, в разной по доступности форме изложения и разных источниках, организованы места и группы для ее освоения, это, с одной стороны, создало благоприятный информационный фон о данной технике работы с сознанием, и сделало ее доступной для личной работы, с другой стороны, современный человек так устроен, что пока он не увидит явных и ощутимых доказательств работы этого метода, он может воздерживаться от решающего шага заняться ею.

Целью настоящей статьи явилось желание обнародовать научные доказательства из уважаемых академических источников, подтверждающих доказанную достоверность положительного влияния регулярных медитативных практик не столько на самого медитирующего, сколько на огромный положительный эффект коллективных медитаций на уровень спокойствия в обществе и уменьшения разного рода конфликтов в нем.

Прошло всего лишь 50 лет с тех пор, как в мире начались проводиться серьезные научные исследования по влиянию групповых медитаций на сознание и поведение людей. Наиболее яркими и значимыми публикациями в ряду подобных исследований можно отметить две работы групп американских ученых, проведенных с более чем двадцатилетним интервалом. Первая работа была выполнена в 1988 году [2].

Как нам известно,потребность жить в мире и безопасности относится к базовым потребностям человека [3]. Однако, к 1970-80 годам, исчерпав все известные методы невооруженного устранения конфликтов и получив новую волную эскалации напряженности на Ближнем Востоке, перед учеными и миротворцами разных стран встала задача поиска новаторских методов решения конфликтов.

Группа авторов решила провести социальный эксперимент по воздействию на «коллективное сознание» групповых медитативных практик и проверить в действии теорию и технологию смягчения насильственных конфликтов за счет снижения общего уровня социального стресса в их взаимосвязи с медитацией.

Исследования начались с целью проверки утверждения, сделанного в 1960 году основателем этих практик в США Махариши Махеш Йоги, гуру индийского происхождения. Махариши, основываясь на ведических знаниях, утверждал, что для достижения эффекта снижения стресса и гармонизации коллективного сознания общества, достаточно количества людей, равного квадратному корню из 1% населения общества, практикующего медитацию два раза в день по 15-20 минут (Махариши Махеш Йоги, 1977, 1986). Объектом исследований стала классическая техника групповой медитации, популяризированная Махариши Махеш Йоги с конца 1950-х годов прошлого века и названная им на современный манер Техникой трансцендентальной медитации (далее – медитация). По факту техника медитации Махариши не была новой, но в поле зрения конфликтологов, социологов и других исследователей она попала впервые, и ученые решили проверить ее эффективность в снижении социальной и психологической напряженности в обществе, и как следствие, влиянии на улучшение качества жизни.

В обоих случаях это предсказание основывается на теоретической предпосылке, что существует базовый уровень связи между людьми (названный полем чистого сознания), по которому в обществе может распространяться согласованность и уменьшаться стресс.

Исследования групп медитирующих проводили в августе и сентябре 1983 года в Иерусалиме, в третий период ливано-израильского конфликта (1975-1990гг). Ученые решили проверить, как именно групповая практика медитации сможет повлиять на снижение стресса в коллективном сознании и, как следствие, улучшить военную ситуацию между Израилем и Ливаном.

В анализе результатов своей работы авторы применяли несколько методик: все отдельные переменные и составные индексы оценивались методом Box-Jenkins ARIMA, и их взаимная корреляция, и анализ передаточной функции. Этот метод также использовался для изучения влияния изменений размера группы на несколько зависимых переменных и составных индексов, отражающих качество жизни в Иерусалиме и Израиле, а также показатели войны в Ливане. Зависимыми переменными являлись такие показатели как качество жизни, криминогенность, дорожные аварии, национальное настроение и пр.

Независимая переменная, используемая в анализе временных рядов, представляла собой ежедневное количество людей, участвующих либо в утренней, либо в вечерней групповой практике медитаций. Как было сказано выше, медитации проводились 2 раза в день, по 15-20 мин. Число участников колебалось от 65 до 241 и не было постоянным. Количество участников утренней и вечерней программ, как правило, было примерно одинаковым и сильно коррелировало (r - 0,90). Для Израиля, чье население на момент исследований составляло 4 млн человек, квадратный корень из 1% населения, медитирующих одновременно, составлял 200 человек. Но на момент исследований в Израиле уже насчитывалось около 38 тысяч человек, практикующих медитацию в разных городах и режимах времени. Таким образом, авторы решили, что это позволяет уменьшить размер группы медитирующих в рамках исследованиядо 122 человек. Для получения более достоверных результатов учеными было принято решение провести в течение 13 дней «эксперимент внутри эксперимента». Для этого с 15 по 27 августа 1983 года размер группы был специально увеличен до большей численности (в среднем 197,1 человек), в соответствии с заранее установленным графиком, не зависящим от продолжающегося уровня боевых действий. Были получены следующие результаты: среднее количество смертей на войне в дни этого узкого эксперимента составило 1,5 по сравнению со средним значением 33,7 за такие же периоды, непосредственно предшествовавшие и следующие за периодом этого эксперимента. Средняя интенсивность войны, выраженная в цифре, стала равной 0,9, в противовес интенсивности 2,7, отмечавшейся до начала 13-тидневного эксперимента. Кроме того, другие переменные постоянно указывали на заметно более высокое качество жизни в Израиле в течение периода высокой интенсивности медитации.

Авторы заявили, что «в этом эксперименте очень небольшая группа, практикующая эту технологию сознания в Восточном Иерусалиме, оказывала влияние на общее качество жизни в Иерусалиме, Израиле и даже в соседнем Ливане». Отмечали, что война в Ливане представляет собой особенно серьезную проверку способности нейтрализовать напряженность и создать согласованное или конструктивное взаимодействие между типично антагонистическими группами в обществе, что этот давний кризис никак не удавалось разрешить именно по той причине, что вовлечённые в него стороны столь разобщены по этническим, религиозным, социально-экономическим и политическим вопросам, и конфликт еще больше усугубляется тем, что он является очагом более крупного регионального и международного конфликта. «Очевидное влияние медитации на сокращение конфликта в Ливане было очень значительным (оценочное снижение числа смертей на войне на 75% при большом размере группы)» (Азар и Бертон, 1986).

Одновременно с данным исследованием один из авторов данной работы, Орме-Джонсон, в паре с коллегой, не участвовавшим в данном эксперименте, Orme-Johnson и Dillbeck (1987) провели более 30 параллельных исследований в Соединенных Штатах Америки воздействия техники медитаций на качество жизни на уровне города, штата, страны и мира. Исследования, проведенные на уровне города, показали, что действительно достаточно количества людей, равного квадратному корню из 1% населения, практикующего медитацию, для снижения социальных колебаний – таких, как преступность, несчастные случаи и самоубийства.

Вторая работа написана 6 лет назад в 2016 году и подтверждает результаты исследований 1988 года [4].

Два известных американских ученых, Майкл Дилбек и Кеннет Кавано, взялись исследовать эффект и эффективность регулярной медитативной работы групп медитирующих, расположенных в разных штатах и городах на большей части территории Соединенных Штатов Америки.

Центральная гипотеза, согласующаяся с предыдущими исследованиями, которую изучали ученые, заключалась в подтверждении значительного влияния независимой переменной на снижение уровня убийств и насильственных преступлений в США. В эксперименте применялся метод анализа регрессии временных рядов. Независимой переменной, используемой в анализе, был бинарный индикатор вмешательства, основанный на размере этой группы.

Группы медитирующих начали работу в 2006 году в составе 397 человек в штате Айова. Количество медитирующих людей постоянно росло и в 2007 г превысило прогнозируемый критический порог в 1725 человек, что составляло √1% населения США в то время. Для получения достоверных данных исследователями были проанализированы численные показатели уровня преступности в период с 2001 по 2006 год. Настоящее исследование было закончено в 2010 году, оно охватило 206 городов США, 37 штатов из 51 общей численностью 60,17 млн человек, что составило 1/5 населения страны на тот момент.

Было выявлено, что «в 206 городских районах кумулятивное снижение ежедневного уровня насильственных преступлений на миллион населения, соответствует общему ожидаемому сокращению на 186 774 преступления за 2007–2010 годы. Таким образом, предполагаемый сдвиг тренда городской насильственной преступности имеет прогнозируемый отрицательный знак и является как статистически, так и практически значимым» [4}. Также авторы ссылаются на уважаемого эксперта в своей области - Ричарда Розенфельда, бывшего президента Американского общества криминологии, который указал, что рецессия с декабря 2007 года по июнь 2009 года была первым случаем, когда уровень насильственных преступлений не повысился во время значительного экономического спада в США со времен Второй мировой войны (2012). Еще один актуальный на сегодня результат, полученный учеными во второй работе - выявлена минимальная численность группы медитирующих, для получения ощутимого эффекта снижения напряженности в обществе и уменьшения количества преступлений: для нынешнего населения Земли достаточно около 8500 человек, регулярно и согласованно практикующих медитацию.

По данным Росстата население России на 1 июля 2022 года насчитывает 145,1 миллиона человек, население Москвы составляет 12 635 466 человек. Таким образом, можно высказать предположение, что для улучшения качества жизни россиян и повышения спокойствия и благополучия в стране достаточно 1 204,58 человек медитирующих в разных уголках России, но одновременно. А для Москвы квадратный корень из 1% населения составляет всего 335,5 медитирующих человек!

Если принять во внимание, что нашу Школьную рассылку получают 185 человек, то мы можем помочь своему городу, если каждый из нас привлечет к медитации хотя бы одного своего родственника или знакомого. А для того, чтобы сделать жизнь в стране спокойнее и комфортнее, достаточно каждому из нас побудить к медитации шесть своих знакомых.

Что же для этого нужно?

Захотеть стать лучше самому и начать воплощать строчку из нашей Молитвы: «Я живу в единении с тобой на общее благо».

Собратья, в наше непростое время крайне важен личный вклад каждого. Постоять в стороне уже не получится. Приглашаем каждого, да,да, и тебя тоже - того, кто читает эти строки, включиться в ежедневную работу в 20:00 по Медитации на спокойствие! И пусть об этом узнает как можно больше людей!

Список используемой литературы:

1. Медитация/ Богословский Г.Л. - Москва: ЛитРес:Самиздат, 2021.

2. DAVID W. ORME-JOHNSON,CHARLES N. ALEXANDER,JOHN L. DAVIES,HOWARD M. CHANDLER,WALLACE E. LARIMORE, “International Peace Project in the Middle East.THE EFFECTS OF THE MAHARISHI TECHNOLOGY OF THE UNIFIED FIELD”. JOURNAL OF CONFLICT RESOLUTION, Vol. 32 No. 4, December 1988 776-812. (ДЭВИД У. ОРМЕ-ДЖОНСОН, ЧАРЛЬЗ Н. АЛЕКСАНДР, ДЖОН Л. ДЭВИС, ХОВАРД М. ЧЕНДЛЕР, УОЛЛЕС Э. ЛАРИМОР, ''Международный мирный проект на Ближнем Востоке. Эффекты единого поля технологии Махариши”, ЖУРНАЛ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ, Vol. 32 № 4, декабрь 1988 г. 776-812).

3. ATheoryofHumanMotivation,A. H. Maslow (1943),OriginallyPublishedin PsychologicalReview, 50, 370-396.

4. Societal Violence and Collective Consciousness: Reduction of U.S. Homicide and Urban Violent Crime Rates, Michael C. Dillbeck and Kenneth L. Cavanaugh (Социальное насилие и коллективное сознание: снижение уровня убийств и насильственных преступлений в городах в США, Майкл С.Дилбек, Кеннет Л.Кавано,2016) 

5. Начала. О духовном/ “Крылья Совершенства. Свободное сознание". – (б.м.):Издательские решения, 2020.-448с

Автор: Олеся Вишня